Особенности современного рынка демонтажа зданий и сооружений

Особенности современного рынка демонтажа зданий и сооружений

15.10.2009

В последнее время в России становится все более популярным относительно молодой бизнес — демонтаж и рециклинг. Возникает вопрос - почему же в нашей огромной стране количество компаний, чьим профильным бизнесом является демонтаж и переработка строительных отходов (рециклинг) было так невелико? Ведь до последнего времени таких фирм было всего несколько десятков, в то время как Европе все обстоит иначе - в одной только Франции, с населением чуть более 60 миллионов человек таких компаний около 200 только в черте города Парижа. А в Голландии с населением около 16 миллионов человек в 2006 году появился первый в мире экскаватор для сноса зданий на базе САТ 385 с рабочей высотой стрелы 60! метров. Частная компания-владелец Beelen не только нашла ему применение в небольшом по нашим меркам государстве Нидерланды, но на сегодняшний день эта компания занимает место в двадцатке крупнейших в мире компаний занимающихся сносом.

В других европейских странах число демонтажных фирм также измеряется сотнями. Здесь следует отметить, что демонтаж и рециклинг тесно связаны между собой, так как с экономической точки зрения выгодно вывозить со строительной площадки уже переработанный мусор — он занимает меньший объем в кузове грузовика и не требует дополнительных расходов по доставке на специализированные площадки для последующей переработки. Кроме того, переработанный материал можно и вовсе не вывозить, а использовать на этой же площадке под строительство фундаментов и оснований. Реализация же материала, полученного в процессе переработки, приносит немалый доход.

Переработанные отходы используются при устройстве подстилающего слоя подъездных дорог, фундаментов под складские, производственные помещения, как основания пешеходных дорожек, автостоянок. Такие материалы могут послужить при приготовлении бетона, используемого для устройства покрытий пешеходных дорожек, внутренних площадок гаражей и сельских дорог и др. Следуя этой логике, крупные компании, занимающиеся сносом зданий и рециклингом, стараются выполнять весь комплекс работ — начиная с согласования проектной и экологической документации, непосредственно демонтажа, транспортировки и заканчивая переработкой и реализацией полученного после переработки материала.

Отвечая на вопрос, что стало толчком для начала развития этого бизнеса в России стоит выделить несколько причин - современные условия рыночной экономики диктуют для строителей все более жесткие требования к срокам выполнения работ, безопасности, экологичности и экономичности работ. Высокая стоимость жилья делает целесообразным строительство новых многоэтажных домов на месте старых, которые предварительно необходимо сносить, так как жить в них зачастую уже просто небезопасно, а реконструировать невозможно. Рост городов приводит к тому, что промышленные зоны с огромными территориями, которые раньше находились на окраине городов, теперь оказываются в центре и дальнейшее развитие инфраструктуры и экологические стандарты требуют их демонтажа и переноса за черту города, ужесточаются экологические требования по вывозу и складированию отходов на полигонах и т.д.

Эти и многие другие факторы ставят перед компаниями, занимающимися демонтажом, сложные и интересные задачи. И, несмотря на широкую известность поговорки — «Ломать не строить» — любой демонтаж в условиях плотной городской застройки представляет собой технологически сложный процесс - требующий специальных знаний, опыта, технологий и высокого уровня технической оснащенности. Наверное, мало кто задумывается над тем - как, например, демонтировать старую и уже представляющую опасность трубу котельной высотой 50 метров в центре города или демонтировать сорокаметровое здание, стоящее рядом с одной из центральных городских автомобильных магистралей.

В настоящее время для демонтажа зданий используются специальные экскаваторы-разрушители, оборудованные длинной стрелой, рабочая высота которой может составлять 20,30,40 и более метров. Компания Caterpillar предлагает широкую линейку специализированных машин для сноса зданий - это экскаваторы моделей 325DL UHD, 330DL UHD, 345DL UHD, 365CL UHD и 385СL UHD. Аббревиатура UHD (Ultra High Demolition) определяет назначение этой техники - снос зданий и сооружений. Эти машины отличаются от обычных экскаваторов не только специальной стрелой. Работа по демонтажу часто предполагает наличие на стройплощадке кусков бетона и металлической арматуры — ходовая этих машин имеет защиту по всей длине и защиту днища. Большая высота зданий и, соответственно, длина стрелы экскаватора требуют отличного обзора для оператора — такие машины имеют кабину с изменяемым углом наклона и прозрачным люком в крыше кабины, что позволяет оператору прекрасно видеть рабочую зону.

Длинная стрела и необходимость в случае опасности быстрого маневрирования на площадке требуют хорошей устойчивости и управляемости — машины марки Caterpillar оборудованы увеличенным противовесом, устройством, сигнализирующем оператору о выходе стрелы за допустимые углы отклонения. Гидравлически или механически раздвигаемая по ширине ходовая часть, обеспечивает максимальную устойчивость машины в рабочем положении и минимальные транспортные габариты при транспортировке. Металлическая решетка над кабиной защищает оператора от падающих предметов. Универсальность машине добавляет возможность использовать ее как обычный экскаватор для землеройных работ — конструкция позволяет при помощи устройства быстрой сцепки снять длинную стрелу и установить обычную. Вторая стрела может быть использована для землеройных работ с применением ковша, для демонтажа первых этажей и фундаментов с использованием гидроножниц или гидромолота, для сортировки материала при помощи грейфера.

Непосредственно процесс разрушения здания производится при помощи специального навесного оборудования, которое крепится к концевой секции стрелы машины (как правило, стрела для сноса зданий состоит из трех секций, а не из двух, как у обычного экскаватора). Компания Caterpillar предлагает широкий ассортимент гидравлического оборудования включающего в себя гидравлические и механические ножницы для резки и разрушения бетона, железобетона, металлических конструкций, гидомолоты, грейферы и ковши различного назначения - что гарантирует заказчику совместимость всех узлов и технических параметров, удобство обслуживания из «одних рук», квалифицированный сервис и консультационную помощь.

Одной из серьезных проблем, с которыми сталкивается компания решившая начать бизнес в области сноса, становится вопрос поиска или подготовки оператора. Работа по демонтажу здания связана не только с риском непредсказуемого обрушения громоздких конструкций, которое может произойти в самом оживленном месте города и представляет опасность как для обывателей, так и для самого оператора и рабочих на стройплощадке. От того, насколько опытен, грамотен и технически подготовлен оператор такой машины — напрямую зависит эффективность, безопасность, экономичность и скорость выполнения работ.

Быстрое выполнение работы не всегда значит эффективное. За рубежом, например, оператор уже на этапе сноса сортирует материал, чтобы уменьшить для своих коллег трудоемкую работу по разборке и сортировке обрушенных на землю остатков. У нас же — к этому только начинают приходить. Не стоит также забывать, что стоимость специального экскаватора-разрушителя может составлять сотни тысяч долларов, а навесного оборудования десятки тысяч долларов. Выход из строя единицы навесного оборудования из-за неопытности оператора приведет к простою дорогой машины — что повлечет немалые убытки для владельца. В идеале оператор экскаватора-разрушителя должен иметь общее представление о сопромате, как это ни парадоксально – знание основ монтажа конструкций, пространственное воображение и элементарный здравый смысл.

По словам оператора Сергея Трошина, работающего в ООО «Ассоциация по сносу зданий» на экскаваторе САТ 385CL UHD: – “Когда идет разбор здания, необходимо мысленно скоординировать характер разрушения, место падения обломков стены” – а это требует немалого навыка, знаний и квалификации. К сожалению, курсов для операторов таких машин не существует не только в России, но и за рубежом. В такой ситуации получить дополнительный опыт или знания, можно только обмениваясь опытом с более опытными операторами или специалистами.

Бизнес по демонтажу и переработке строительных отходов только начинает развиваться в нашей стране, однако, ориентируясь на Европейские страны уже сейчас можно сказать, что это очень интересное и перспективное направление в современной строительной науке.

Андрей Петров

Специалист по продажам строительной техники ООО «Цеппелин Русланд»



Поделиться

Подписаться на новости и спецпредложения >

Вернуться к списку новостей >